lake_3.jpglake_5.jpglake_4.jpglake_2.jpglake_1.jpg

С октября 2011 года по январь 2012 года в Московском Государственном Университете имени М.В. Ломоносова прошла апробация программы опережающей профессиональной переподготовки, ориентированной на инвестиционные проекты по производству измерительно-аналитического оборудования для нанотехнологий в сфере материаловедения, биологии и медицины. Неофициальное название этой программы – «Нанотокарь». Основной целью образовательной программы стало восполнение актуального набора недостающих знаний и практических навыков слушателей, основная часть которых являлась сотрудниками компании ЗАО «ЦПТ». Данная статья рассказывает о ходе и результатах апробации программы на пилотной группе из 20 человек.

На этапе создания программы был выявлен дефицит квалифицированных преподавательских кадров в области точной механики и производства в Московском Государственном Университете. Оно и понятно, ведь инженерное дело никогда не было приоритетным направлением в университете. Для восполнения указанного дефицита были привлечены представители ведущих компаний, производящих металлообрабатывающее оборудование:

Немецкая компания "DMG" – мировой лидер в области успешных образовательных программ по механической обработке материалов;

 Инновационный центр "СОДИК" в России, СНГ и Балтии. Центр представляет широкий спектр лучших в мире электроискровых (электроэрозионных) станков с субмикронной и нанометровой точностью производства японской фирмы Sodick;

 Со своей стороны, МГУ предоставил в распоряжение разработчиков программы свой громадный опыт в организации учебного процесса.

 В рамках апробации образовательной программы в пилотную группу были набраны слушатели, имеющие высшее техническое или физико-математическое образование или являющимися студентами старших курсов профильных ВУЗов. Большинство слушателей имело опыт работы на предприятиях, занимающихся механической обработкой деталей на станках, в частности, в ЗАО «ЦПТ». Слушатели были разделены на 4 категории в соответствии с проведенным анализом трудовых функций и квалификационных дефицитов:

 Технолог;

 Конструктор;

 Инженер-оператор станка (фрезерного или электроэрозионного);

 Инженер-электроник

 Детальный анализ показал, что специалисты данных категорий в полной мере исчерпывают кадровый состав производственного отдела предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся созданием оборудования для наноаналитики.

 Основу образовательной программы составили 5 профессиональных модулей:

 Проектирование деталей и узлов аналитического оборудования и проведение их механического анализа в САПР SolidWorks. Оформление конструкторской документации;

 Разработка управляющих программ для фрезерных центров с помощью CamWorks;

 Оперирование фрезерным станком с ЧПУ для производства деталей аналитического оборудования;

 Оперирование электроэрозионным станком с ЧПУ для производства деталей аналитического оборудования;

 Разработка электронно-вычислительного обеспечения для наноаналитического оборудования.

 Все модули в первую очередь ориентированы на освоение практических навыков. Разработанная образовательная программа состоит из 326 академических часов, из них 107 часа лекционного курса, остальные 216 часов имеют практическую направленность.

 Апробация проходила на нескольких площадках: специально оборудованные компьютерные классы в МГУ для изучения САПР SolidWorks и пакета CAMWorks; производственная площадка МГУ, на которой установлен фрезерный обрабатывающий центр Hurco VM1; производственная площадка ЗАО ЦПТ на заводе «СОЮЗ», где находится электро-эрозионный станок Sodick VL300Z, любезно предоставленный компанией Содик и центр коллективного пользования физического факультета МГУ, где обучались инженеры-электроники.

 

 

Powered by ATC